Этапы моделирования автодорожных пролетных строений и промежуточной опоры подробно рассмотрены в статье «Моделирование автодорожного железобетонного моста с помощью мастера конструкций».
Пролетные строения опираются на резинометаллические опорные части размерами в плане 200х250 и высотой 52 мм. Суммарная толщина слоев резины составляет 37 мм. Модуль сдвига составляет 1000 кПа. Информация о суммарной толщине слоев резины приведена в каталогах производителей опорных частей.
Величина жесткости в резиновых опорных частях вследствие сопротивления их сдвигу Kh вычисляют по формуле:
Kh = AG / a
где a - суммарная толщина слоев резины;
А - площадь резиновой опорной части или нескольких опорных частей в случае расположения их рядом под одним концом балки;
G - статический модуль сдвига резины, значения которого при определении расчетных величин продольных усилий зависят от нормативной температуры окружающей среды и принимаются для употребляемых марок резины по таблице 6.13 СП 35.13330.2011.
Вычисленная линейная жесткость РОЧ при задании двухузловых связей составляет 0.2х0.25х1000/0.037 = 1351 кН/м.
Перенесем нижние узлы балок пролетных строений с противоположной стороны от замоделированной промежуточной опоры на высоту опорной части – 52 мм (рисунок 1). В скопированных узлах необходимо установить опору с закреплением по всем направлениям, а между копируемым и скопированным узлами установить двухузловую связь, моделирующую работу РОЧ. Линейная жесткость в направлении продольной оси двухузловой связи бесконечная, что устанавливается «галочкой» в строке DX (рисунок 2).
Под осями опирания балок над смоделированной промежуточной опорой уже присутствуют элементы опорных тумбочек, с которыми необходимо соединить низы балок двухузловой связью, жесткость которых аналогична той, что приведена на рисунке 2. Двухузловые связи, имитирующие работу РОЧ, расположенные над смоделированной промежуточной опорой приведены на рисунке 3.